Свойства трансмиссионных масел по классификациям SAE и API

Для обслуживания автомобиля применяется несколько жидкостей, среди которых находится и трансмиссионное масло. Оно необходимо для того, чтобы смазывать такие механизмы, как коробка передач, раздаточная коробка, а также система рулевого управления и разводные мосты. Чтобы правильно подобрать смазочную жидкость данной категории, необходимо знать о классификациях, которые включают в себя это средство, а также уметь расшифровывать маркировки, находящиеся на канистрах.

Выбираем правильное моторное масло

Существует несколько систем, подразделяющих масла на категории по какому-либо признаку. Основными из них являются классификации SAE и API. В первой главным признаком, по которому смазочной жидкости присваивается тот или иной класс, является степень вязкости при пониженных и повышенных температурах во время эксплуатации. Во второй (API) — условия, в которых будет использоваться масло, а также конструктивные особенности механических трансмиссий.

Особенности классификации трансмиссионных масел по S.A.E.

Классификация SAE была разработана в шестидесятых годах двадцатого века в Соединённых Штатах Америки. Как уже говорилось выше, классификация SAE выделяет категории смазочных жидкостей — моторных и трансмиссионных масел — на основании вязкости и эксплуатационных характеристик. Расшифровка маркировки, относящейся к этой системе позволит узнать температурный диапазон эксплуатации трансмиссионных и моторных масел, а также их свойства. Так данная система делит все смазки на три больших категории:

  • Предназначенные для использования в летний период;
  • Предназначенные для использования в зимний период;
  • Универсальные смазки (всесезонные).

Летние масла характеризуются повышенным уровнем вязкости, что позволяет надёжно защищать механизмы от негативных воздействий. Зимние масла наоборот обладают низкой степенью вязкости, но зато они более текучи. Основной недостаток таких смазок — это сезонность. При использовании как трансмиссионных, так и моторных масел данной категории требуется их частая замена в соответствие с природными периодами — зимой и летом.

Всесезонные смазочные жидкости являются наиболее популярными, так как не требуют частой замены, обладают хорошими эксплуатационными характеристиками и свойствами, присущими и летним, и зимним маслам. Именно поэтому использование универсальных всесезонных смазочных жидкостей намного более выгодно экономически.

Картинка 1.jpg-min

Что за средство для удаление царапин?

Нам постоянно поступают вопросы в комментарии что это за такие средства "жидкое стекло", и вообще что за куча рекламы по авто тематики сейчас на рынке. В итоге решили проверить на практике, на сколько это правда. Скажем так, использовали 3 средства. Одно средство зарекомендовало себя так себе, после нанесения осталось на этом месте выгорелое пятно. Второе средство, при нанесении не показало вовсе никакого эффекта.

Третье средство SILANE GUARD, по началу так же ощущалось что не будет эффекта. но тем не менее после того как раствор побыл на поверхности несколько минут, эффект был прекрасным. Конечно, не так все красиво как рекламируют.

Вели дискуссию на местном СТО, сказали что средства да, действенные, но их нужно применять только согласно инструкции. А не как кому вздумается.

Прочитать...

Масло любого уровня вязкости имеет свои температурные границы. Соответственно классу вязкости существуют предельные показания кинематической вязкости при температуре в 100 °С. Показатель кинематической вязкости позволяет предопределить ориентировочный уровень нагрузки, которую может выдержать агрегат при высоких температурах во время эксплуатации. Также установлен предел отрицательной температуры, при которой динамическая вязкость не превышает 150 Па•с.

К выбору как трансмиссионных, так и моторных масел нужно подходить, располагая достаточным количеством информации. В случае если каких-то особых знаний или опыта в этом деле нет, можно воспользоваться рекомендациями производителей, которые можно найти в инструкции к эксплуатации — то есть в сервисной книжке.

Классификация SAE, как и любая другая, имеет свои маркировки:

  • Летние масла обозначаются только одной цифрой, которая характеризует высокотемпературный предел смазочной жидкости. Маркировка летних смазок по SAE может выглядеть так: SAE 80 (85, 90, 140, 250). Чем больше цифра, тем при более высоких температурах масло сможет работать, сохраняя свои свойства;
  • Зимние масла обозначаются цифрой и английской буквой «w» (сокращение английского слова «зима» — «winter»). Цифра характеризует низкотемпературный предел смазочной жидкости. Маркировка зимних смазок по SAE может выглядеть так: SAE 70 (75, 80, 85). Здесь принцип обратный: чем меньше цифра, тем лучше — смазка сможет работать при низких температурах, не теряя при этом своих свойств;
  • Всесезонные смазки имеют двойное обозначение, состоящее из индекса вязкости летнего и зимнего масел. Каждая часть рассматривается отдельно и указывает на свойства смазочной жидкости — низкотемпературную и высокотемпературную вязкость. Маркировка универсальных смазок по SAE может выглядеть так: SAE 75w90 (80w90 и другие).
Маркировка масла
Маркировка масла

Существует таблица, содержащая характеристики всех моторных и трансмиссионных масел по S.A.E.

Классификация и ее особенности трансмиссионных масел по API

На сегодняшний день в мире нет единой системы, классифицирующей трансмиссионные масла. В шестидесятых годах прошлого столетия Американским нефтяным институтом был разработана классификация для моторных и трансмиссионных масел. Категория в ней присваивается на основании качественных эксплуатационных свойств, а также области применения смазочной жидкости. Трансмиссионные масла делятся на классы в зависимости от конструкций механизмов, в которых они будут применяться, а также от эксплуатационных характеристик продукта.

В API рассматриваемая категория смазочных жидкостей делится на шесть групп соответственно признакам, положенным в основу системы классификации. Трансмиссионные масла маркируются как GL — Gear Lubricant — с присвоением номера класса. Теоретически все типы данных смазок применяются в различных автомобилях, но на практике их только четыре — это GL1, GL4, GL5 и GL6.

Картинка 3.jpg-min

Внимание! В систему классификации API не входят смазочные жидкости, предназначенные для автоматических трансмиссий в силу того, что производители данных механизмов предъявляют к применяемым смазкам собственные требования, которые в разное время могли сильно отличаться (на сегодняшний день практически во всех автоматических трансмиссиях применяется одно и то же смазочное вещество).

Для легковушек применяются смазки типа GL4 и GL5. Первые применяются в автомобилях с ручной коробкой передач и редукторами с гипоидными или спирально-коническими передачами при уровне эксплуатации средней тяжести. Вторые — GL5 — подходят для использования при среднем и высоком уровне эксплуатации в редукторах с гипоидными главными парами.

Для смазки МКПП (кроме гипоидных, для них применяется только GL4) используются типы смазочных жидкостей GL3 и GL4. Для обслуживания передач, работающих в тяжёлых условиях эксплуатации, применяется масло типа GL5. Производителями смазочных веществ выпускаются универсальные смазки, которые могут использоваться как для гипоидных передач с большой нагрузкой, так и для коробок передач с синхронизаторами.

Характеристика типов смазок для трансмиссий по API

  • GL1- прозвана «минералкой». Содержит набор присадок, защищает от коррозии и износа. Может использоваться с ручными коробками передач;
  • GL2 — повышенный уровень полезных свойств по сравнению с предыдущим типом, защищает от коррозии и износа, используется с червячными передачами на низких скоростях и с малыми нагрузками;
  • GL3 — число присадок выше, чем у предыдущего типа, проявляет хорошее сопротивление преждевременному износу, применяется в ступенчатых коробках передач ;
  • GL4 — свойства очень схожи с GL3. Требует использования противозадирных присадок. Используется в ступенчатых коробках передач и рулевых механизмах;
  • GL5 — улучшенные свойства предыдущего типа смазки. Рекомендованы для трансмиссий с самыми высокими эксплуатационными нагрузками, применяется для гипоидных передач;
  • GL6 — обладают набором противозадирных серно-фосфорных присадок. Рекомендуется применять в автомобилях с гипоидной коробкой передач со смещением;
  • MT1 — новая группа в классификации API. Смазка используется для нагруженных агрегатов. Рекомендуема для тягачей, габаритных автобусов с асинхронной механической коробкой передач. Класс, близкий автомаслам GL5, но с большей стойкостью к температурным перепадам;
  • PG2 — новая группа в классификации API, представляющая трансмиссионные масла, которые используются в габаритных автобусах, тягачах, различной мобильной технике. Смазка обладает улучшенными свойствами класса GL5.

Существует таблица с классификацией API моторных и трансмиссионных смазок, в которой можно подробно узнать о свойствах и характеристиках того или иного класса смазочных жидкостей.

Картинка 4.jpg-min

На сегодняшний день классификация моторных и трансмиссионных масел API, равно как и классификация S.A.E., являются общепризнанными системами по всему свету. Учитывая условные обозначения, можно с лёгкостью подобрать нужную смазочную жидкость.

И немного о секретах Автора

Моя жизнь не только связана с авто, а именно ремонтом и обслуживанием. Но и так же я имею хобби как все мужчины. Мое хобби - рыбалка.

Я завел личный блог в котором делюсь своим опытом. Много чего пробую, различные методы и способы для увеличения улова. Если интересно, можете прочитать. Ничего лишнего, только мой личный опыт.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Рекомендации наших Читателей