Значение индекса вязкости моторного масла для правильной эксплуатации автомобиля

Двигатель современных автомобилей не может нормально функционировать без смазки. Во время его работы моторное масло выполняет следующие основные функции:

  • за счет распределения по трущимся поверхностям препятствует сухому трению и способствует снижению усилий при их скольжении друг по другу, что позволяет не только добиться увеличения отдаваемой мощности, но и обеспечивает больший срок службы снижением износа;
  • вместе с системой жидкостного или воздушного охлаждения помогает добиться нормального температурного режима двигателя за счет отвода из камеры сгорания до 5 % создаваемого в ней избыточного тепла;
  • защищает трущиеся поверхности от окисления и коррозии;
  • обеспечивает выведение из рабочей области металлических частиц, возникающих в процессе взаимодействия друг с другом трущихся деталей, а также прочих загрязнений, задерживаемых затем в масляном фильтре грубой и тонкой очистки.

Смазочная жидкость для двигателя
Смазочная жидкость для двигателя

Все эти перечисленные функции должны по возможности с одинаково полной эффективностью выполняться во всем том диапазоне температур, при котором происходит эксплуатация автомобиля. Одним из основных параметров, который позволяет гарантировать нормальные температурные характеристики смазки, является индекс вязкости.

Определение вязкости

Под вязкостью в общем случае понимается способность различных текучих тел оказывать сопротивление перемещения их отдельных частей относительно друг друга. Для моторного масла она зависит от химического состава, структуры, степени очистки и наличия присадок.

Заметно большее практическое значение имеет индекс вязкости, который представляет собой безразмерный коэффициент, показывающий изменение этого параметра в зависимости от его температуры. Данная зависимость представляет собой некую кривую, пологость которой должна быть минимальна.

Не вдаваясь в подробности точного определения, целесообразно иметь в виду следующее. Согласно классическому способу, впервые предложенному Дином и Дэвисом, за основу берутся два эталонных смазочных состава с предельно плоской и очень крутой кривыми кинематической вязкости моторного масла. Характеристика исследуемой смазки сравнивается с этими кривыми. Фактическая величина индекса находится расчетным путем.

Вязкость смазочного вещества
Вязкость смазочного вещества

На первый взгляд, идеальная смазка обладает одинаковой густотой во всем рабочем температурном диапазоне. Все, однако, не так просто. Такое масло может считаться всесезонным. Однако его применение ведет к повышенному износу двигателя летом, так как сопровождает ростом механических потерь из-за недостаточно эффективной смазки трущихся поверхностей в теплое время года. Попытка исправления этого недостатка переходом на летнее масло ведет к дополнительному расходу топлива зимой при отрицательных температурах. Соответственно, картина меняется на противоположную при применении зимней смазки.

Что за средство для удаление царапин?

Нам постоянно поступают вопросы в комментарии что это за такие средства "жидкое стекло", и вообще что за куча рекламы по авто тематики сейчас на рынке. В итоге решили проверить на практике, на сколько это правда. Скажем так, использовали 3 средства. Одно средство зарекомендовало себя так себе, после нанесения осталось на этом месте выгорелое пятно. Второе средство, при нанесении не показало вовсе никакого эффекта.

Третье средство SILANE GUARD, по началу так же ощущалось что не будет эффекта. но тем не менее после того как раствор побыл на поверхности несколько минут, эффект был прекрасным. Конечно, не так все красиво как рекламируют.

Вели дискуссию на местном СТО, сказали что средства да, действенные, но их нужно применять только согласно инструкции. А не как кому вздумается.

Прочитать...

Физика работы смазки двигателя

Диаметр цилиндра вместе с маслосъемными кольцами всегда несколько меньше внутреннего диаметра цилиндра двигателя внутреннего сгорания. При их совпадении сила трения настолько высока, что эти компоненты двигателя немедленно перегреются и разрушатся.

Таким образом, разница в диаметрах или зазор безусловно необходим для нормальной эксплуатации. Однако, он не должен быть слишком большим, так как через него проходит прорыв газов в пространство картера. Эффективным средством герметизации этого зазора является заполняющая его пленка смазки. Наилучший результат естественным образом достигается, если величина зазора и общая толщина масляной пленки, которая определяется его вязкостью, совпадают.

Разработчик двигателя использует это свойство, обеспечивая совпадение толщины масляной пленки и задора для некоторой оптимальной температуры.

При холодном двигателе, когда масло имеет повышенную вязкость, толщина пленки заметно превышает оптимальную, что сопровождается резким увеличением силы трения. Происходит интенсивный нагрев и двигатель быстро достигает оптимальной температуры. Именно поэтому при холодном двигателе часто рекомендуется его прогрев и запрещается движение при больших нагрузках.

Определение температурных показателей машинной смазки
Определение температурных показателей машинной смазки

По мере роста температуры вязкость падает вместе с уменьшением толщины масляной пленки, что сопровождается и уменьшением силы трения. На двигатель можно давать большую нагрузку. Однако, если двигатель перегрузить, то из-за роста температуры толщина масляной пленки падает ниже допустимого уровня и увеличивается сила трения. Все это ведет к резкому повышению интенсивности износа. Еще одним неприятным побочным эффектом становится то, что масло нагревается до более высокой температуры и быстро теряет свои свойства за счет окисления.

Низкотемпературные характеристики

Для облегчения широкому кругу автолюбителей выбора моторного масла используется классификация американской ассоциацией автомобильных инженеров SAE. Согласно подходу этой ассоциации, каждому маслу присваивается довольно простой буквенно-цифровой код, в котором зашифрован индекс его вязкости.

Индекс SAE всегда имеет следующий вид хW-y (реже встречается вариант его написания как SAE хW-у), где x и y – это чаще всего двухзначные числа. Первое такое число характеризует низкотемпературную вязкость, при его уменьшении масло становится более жидким и загустевает в случае более глубокого охлаждения. Фактически первая часть индекса SAE демонстрирует ту минимальную температуру, при которой можно заводить холодный двигатель без риска его поломки за счет застывания масла. Например, 10W указывает на то, что двигатель можно заводить при -30 °С. Во всех прочих случаях для определения минимальной температуры запуска от цифры перед буквой W необходимо отнять 40.

Минимальная температура нормального проворачивания коленчатого вала двигателя обычно на 5 °С выше. Поэтому для ее определения необходимо отнять 30 от цифр перед буквой W.
Снижение минимальной рабочей температуры достигается тем, что масло освобождается от парафинов или же применением специальных добавок.

Высокотемпературные характеристики

Вторая пара цифр y индекса SAE является интегральной характеристикой поведения масла вблизи верхней границы того рабочего температурного диапазона, в котором оно еще нормально выполняет свои функции. Этот индекс не совпадает с верхней границей рабочего температурного режима в градусах Цельсия и вычисляется по сложным формулам. Чаще всего масло без последствий может нагреваться до 100 °С, в некоторых случаях его максимальная рабочая температура достигает даже 150 °С. Иначе говоря, увеличение второй части индекса SAE означает увеличение вязкости смазки при высокой температуре.

Если же перейти на более привычные для автолюбителей температуры окружающего воздуха, можем констатировать, что смазка, для которой индекс у = 40, без ограничений выполняет свои функции при температурах вплоть до 40 °С.

Еще одним параметром, который необходимо учитывать при выборе типа смазки, становится тип двигателя. Для дизеля и бензинового мотора одинаковой мощности оптимальный индекс вязкости может оказаться несколько отличным.

Главные правила подбора моторных масел

Выбор смазочной жидкости для двигателя
Выбор смазочной жидкости для двигателя

Рекомендованный изготовителем для каждого конкретного автомобиля тип масла по индексу SAE всегда указывается в руководстве по эксплуатации. В случае пренебрежения вязкостью и превышением рекомендованного значения растет температура двигателя, который постоянно работает под более высокой нагрузкой, что снижает его пробег. В ситуации слишком жидкой смазки возрастают риски заклинивания поршней в цилиндрах.

Некоторую «золотую середину» представляет собой масло 5W-30, которое может считаться всесезонным и наиболее пригодно для местностей с умеренным климатом.

В случаях использования в двигателе моторного масла, которое не соответствует рекомендациям производителей, резко увеличиваются риски снижения мощности и увеличения скорости его износа, а также вероятности выхода из строя. Целесообразность использования смазки с рекомендованным индексом SAE одинаково справедлива как для отечественных, так и для импортных автомобилей.

Допустимость отхода от рекомендаций

В некоторых немногочисленных случаях в процессе эксплуатации допускается незначительный отход от тех положений, которые приводятся в руководствах.

Из определения правила формирования индекса SAE сразу же вытекает, что в случае большого износа стартера и аккумулятора положение с запуском можно несколько исправить использованием масла с уменьшенным цифровым параметром низкотемпературной вязкости.

В случае большого износа уже цилиндров ситуацию можно в определенных пределах скомпенсировать применением более густых масел. Это позволит уменьшить механический износ, хотя и ценой дополнительного сжижения мощности.

Как видим, «игра» на вязкости представляет собой не более чем полумеру, которая имеет фактически аварийный характер и никак не заменяет нормальный ремонт и техническое обслуживание автомобиля.
В местностях с резко континентальным климатом и большой продолжительностью холодного и жаркого времен года в случае интенсивной эксплуатации автомобиля может оказаться целесообразной сезонная замена масла. При ее выполнении следует учитывать, что более жидкое (меньший индекс х) масло лучше работает при отрицательных температурах. Вместе с тем, масло, индекс у которого выше, обеспечивает улучшение условий эксплуатации при жаркой погоде. Обычно в таких ситуациях индекс имеет смысл поменять не более чем на десять единиц от тех значений, которые приведены в руководстве.

Как продлить жизнь транспортного средства?

И немного о секретах Автора

Моя жизнь не только связана с авто, а именно ремонтом и обслуживанием. Но и так же я имею хобби как все мужчины. Мое хобби - рыбалка.

Я завел личный блог в котором делюсь своим опытом. Много чего пробую, различные методы и способы для увеличения улова. Если интересно, можете прочитать. Ничего лишнего, только мой личный опыт.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Рекомендации наших Читателей