Системы маркировки, разновидности классификаций и основные требования к моторным маслам

Главными тенденции развития отрасли конструирования автомобильных моторов считаются:

  • Целенаправленный рост соотношения мощности к вместимости моторов. Такая характеристика еще называется литровой мощностью;
  • Повышение надежности во время эксплуатации, а также экономичности расхода топлива и смазочных материалов;
  • Уменьшение веса и размера комплектующих;

Картинка 1.jpg

Способы решения всех вышеперечисленных проблем обусловлены эксплуатационными особенностями моторных масел. Для того чтобы каждый двигатель работал без сопутствующих осложнений, заливаемые в них масла должны быть наделены конкретными характеристиками.

Надежность функционирования всех моторов, безусловно, определяется конкретной разновидностью моторного масла с подходящим показателем вязкости. В постоянно меняющихся условиях эксплуатации лучшим вариантом при выборе масел будет продукт с широко варьирующимся вязкостно-температурным показателем. Подразумеваются такие смазочные материалы, вязкость которых остается неизменной при существенных перепадах рабочей температуры.

Чтобы комплектующие двигателей изнашивались как можно дольше, рекомендуется заливать в них смазку с максимально допустимым показателем вязкости.

Картинка 2.jpg
Слишком густые масла способствуют повышению расхода бензина по причине большой потери на трение. Ухудшение первоначальных показателей вязкости способствует улучшению эксплуатационных характеристик в период снижения температуры окружающей среды, поскольку разжиженные масла лучше обтекают различные труднодоступные компоненты мотора.

Высокая прокачиваемость смазочных материалов способствует снижению износа комплектующих и повышению КПД, благодаря уменьшению количества сжигаемого бензина. По этой причине разработчики целенаправленно выявляют способы определения необходимой вязкости моторных масел, подходящих для гигантского количества разновидностей двигателей и постоянно изменяющихся условий их эксплуатации.

Эксплуатационные характеристики моторных масел

Главными методами увеличения «литровой мощности» в разрабатываемых моторах считаются:

  • Введение наддува воздушной массы;
  • В цилиндрах давления повышается показатель сжатия;
  • Улучшение топливно-воздушной комбинации.

Вышеперечисленные новшества способствуют повышению теплового и механического давления на комплектующие двигателей. При этом существенно ужесточаются условия эксплуатации масла. Скорость их окисления существенно возрастает из-за интенсивного взаимодействия смазывающих средств с кратерными газами. Углеродистые отложения в виде всевозможных лаков, а также нагаров образуются в результате разогрева масляной пленки, обволакивающей некоторые детали двигателя, горячими газами и раскаленными поверхностями.

Поршневые кольца постепенно могут утрачивать свою подвижность в результате загрязнения канавок. При этом площадь гильзы цилиндра постепенно стирается, что в результате приводит к снижению компрессии двигателей.

Что за средство для удаление царапин?

Нам постоянно поступают вопросы в комментарии что это за такие средства "жидкое стекло", и вообще что за куча рекламы по авто тематики сейчас на рынке. В итоге решили проверить на практике, на сколько это правда. Скажем так, использовали 3 средства. Одно средство зарекомендовало себя так себе, после нанесения осталось на этом месте выгорелое пятно. Второе средство, при нанесении не показало вовсе никакого эффекта.

Третье средство SILANE GUARD, по началу так же ощущалось что не будет эффекта. но тем не менее после того как раствор побыл на поверхности несколько минут, эффект был прекрасным. Конечно, не так все красиво как рекламируют.

Вели дискуссию на местном СТО, сказали что средства да, действенные, но их нужно применять только согласно инструкции. А не как кому вздумается.

Прочитать...

Поршневые кольца
Поршневые кольца

Для снижения массы моторов разработчики используют технологию уменьшения емкости смазывающих механизмов. Это способствует повышению кратности циркуляции смазывающих материалов и более интенсивному воздействию на них различных кислот. Антиокислительные свойства масел способствуют снижению интенсивности образования нагаров с смазывающих механизмах. Чтобы функциональный ресурс двигателей повышался, моторные масла должны иметь достаточно высокий показатель противозадирных и противоизносных характеристик.

Требования к смазывающей жидкости устанавливаются не только разновидностью двигателя, но и особенностями условий эксплуатации, свойствами бензина. Если качество топлива недостаточно высокое, большое количество продуктов его горения будут поступать в кратер и, как следствие, способствовать интенсификации окисления масел. Диспергирующие характеристики смазывающих средств способствуют предотвращению шлакообразования.

Обводнение моторных масел существенно снижает их эксплуатационные характеристики. Поэтому для заливки в механизмы, продолжительно контактирующие с водой устойчивость смазки к воде должна быть на достаточно высоком уровне.

Продолжительность эксплуатационного периода нормального моторного масла должна примерно соответствовать промежутку времени между техосмотрами и заменой фильтрующих механизмов. Условия эксплуатации моторного масла могут быть абсолютно разными, что не способствует легкости индивидуального подбора смазывающих средств. Чтобы процедура выбора подходящей жидкости была немного проще, были специально разработаны методики классификации.

Классификации по вязкости

Система обозначения, разработанная отечественными специалистами, основана на информации о принадлежности жидкости к определенному классу вязкости и соответствии определенному перечню эксплуатационных характеристик.

По ГОСТу

Как было сказано ранее, вязкость считается одной из главных эксплуатационных характеристик смазывающих жидкостей. По нашему ГОСТу моторное масло разделяется по коэффициентам вязкости:

  • Летние – 8*, 10, 12, 14, 16, 20, 24;
  • Зимние – 3з, 4з, 5з, 6з, 6, 8*;
  • Всесезонные отмечаются дробным индексом, например, 3з/ 10, 6з/20 и т.п.

Классификация SAE

В большинстве западных стран используется общепринятое обозначение уровня вязкости по классификации SAE.

В таблице содержится 11 основных обозначений:

  • Зимние — 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W;
  • Летние – 20, 30, 40, 50, 60;
  • Всесезонные обозначения указываются через дефис.

Картинка 4.jpg

Классификация масел по уровню эксплуатационных характеристик

В соответствии с ГОСТ 17479.1 смазочные средства отечественного производства по соответствию определенным эксплуатационным характеристикам подразделяются на 6 основных подгрупп, отмеченных первыми 6-ю буквами нашего алфавита:

  • Обозначение А относится к нефорсированным моторам, сжигающим бензин и дизельное топливо;
  • Обозначение Б имеет отношение к смазывающим средствам, эксплуатируемым в условиях, способствующих формированию нагаров или лаков, а также ржавчины на подшипниках;
  • Масла категории В заливаются в среднефорсированные моторы эксплуатируемые в среде, интенсифицирующей процессы окисления смазочных средств и формирования отложений различного типа;
  • Масло категории Г большей частью заливают в высокофорсированные моторы, работающие на бензине в условиях, интенсифицирующих образование нагаров или лаков на комплектующих элементах мотора;
  • Д – смазывающие средства для высокофорсированных моторов, эксплуатируемых в более сложных условиях;
  • Е – жидкости для высокофорсированных моторов, эксплуатируемых в максимально сложных условиях.

Картинка 5.jpg

Классификация моторных масел API

Самой известной классификацией во многих странах является API. Эта система была введена в 1947 году и с того времени пополнялась несколько раз. Основной принцип деления всех смазочных средств на два основных подвида C, S действует и поныне.

В категорию S включены жидкости, разработанные для четырехтактных бензиновых моторов, а в C – смазка, заливаемая в дизельные движки автомобилей, сельскохозяйственной, а также строительной техникой. Некоторые жидкости могут использоваться в двигателях всех типов и считаются универсальными.

Вторая латинская буква в системе классификации API определяет конкретные эксплуатационные свойства жидкости. Чем дальше она расположена от начала алфавита, тем выше качество смазывающего средства.

Сегодня лицензии API выдаются только производителям продукции наивысшего качества, используемой в бензиновых моторах, разработанных не ранее 1944 года. Для смазки более древних моторов используется жидкость класса SJ. Наилучшим продуктом считается синтетическое или полусинтетическое масло категории SL, которые используются в наиболее совершенных моторах не позднее 2001 года выпуска, эксплуатируемых в самых сложных условиях.

Дизельные масла получают лицензию, если их уровень качества равен или выше категории CF. Наиболее качественное масло категории C обозначается CI-4 и используется в высокооборотных четырехтактных, соответствующих нормам выброса токсичных отходов, установленных в 2004 году. При изготовлении продукции для экспорта или при изготовлении в странах, которые развиваются, может создаваться продукция не слишком высоких классов API.

Классификация масел ACEA

Эта категория была введена в 1996 году. Она базируется на использовании европейских испытательных технологий, а также некоторых общепризнанных методиках проверки для определения качества продукции по категориям API, SAE, ASTM. Ранее вместо этой классификации ассоциацией производителей транспортных средств в Европе использовалась система CCMC.

ACEA определяет класс смазывающих средств тремя основными обозначениями:

  • A – бензиновые моторы;
  • B – дизельные моторы в легковых машинах;
  • E – дизельные движки, установленные в грузовиках.

Эксплуатационные свойства смазочных средств конкретной категории дополнительно подразделяются на группы, отмеченные цифровым индексом. Чем выше этот показатель, тем более жесткие условия эксплуатации может выдержать жидкость. Две последние цифры определяют год выпуска продукции на рынок.

Азы по классификации моторных масел

Другие виды маркировки

Перечислим основной список других обозначений смазочных средств:

  • Штрих коды. Практически всегда по маркировкам на этикетках можно определить страну, в которой было изготовлено смазывающее средство;
  • Уникальный номер партии большей частью указывается на самой канистре. Такие обозначения нужны для определения даты выпуска жидкости;
  • Псевдомаркировка нередко используется изготовителями для выделения положительных отличительных особенностей их смазывающих средств. Никаких технических данных в такого рода обозначениях не описываются. Псевдомаркировки по своей сути являются нововведениями современных маркетологов;
  • Специальные категории жидкостей большей частью используются в промышленности. Почти всегда такая продукция имеет существенные отличия от смазывающих материалов для обычных транспортных средств. Они никогда не должны эксплуатироваться не по назначению.

И немного о секретах Автора

Моя жизнь не только связана с авто, а именно ремонтом и обслуживанием. Но и так же я имею хобби как все мужчины. Мое хобби - рыбалка.

Я завел личный блог в котором делюсь своим опытом. Много чего пробую, различные методы и способы для увеличения улова. Если интересно, можете прочитать. Ничего лишнего, только мой личный опыт.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Рекомендации наших Читателей