Виды классификаций смазочных материалов

Для долгого и бесперебойного функционирования двигателя необходимо машинное масло. Оно смазывает части мотора, уменьшая силу трения, удаляет продукты неполного сгорания, очищая механизм от грязи, и даже охлаждает нагретые поверхности.

Картинка 1.jpg

Но такого эффекта можно добиться только в случае соответствия конструкции мотора и физико-химических характеристик смазочного материала.
Исходя из состава и способа получения, среди моторных масел можно выделить три вида.

  1. Минеральное. Оно получается из сырой нефти методом перегонки. Это самый дешевый и простой вид смазки. Обладая повышенным значением вязкости, он подходят для автомоторов с пробегом более 100 км. Данные масла нуждаются в частой и регулярной замене. Могут работать в сравнительно узком диапазоне температур.
  2. Полусинтетические. Имеют неорганическую основу природного происхождения и присадки, полученные искусственно. Это выбор для тех, кто хочет недорогое, но достаточно хорошее по свойствам смазочное горючее.
  3. Синтетическое. Его получают при первичной перегонке нефтепродуктов. Именно эта технология позволяет получать конкретные, заданные параметры. Они хорошо текучи, способны сохранять свои показатели при большой разнице температур. Они долговечнее. Но и их цена высока.

Классификация моторных масел

Классификация по ILSAC и API

Основные современные смазки, используемые в двс, классифицируют их по следующим системам.

НаименованиеЗначение/перевод
SAEОбщество автомобильных инженеров
APIАмериканский институт нефти
ACEAАссоциация европейских производителей автомобилей
ILSACМеждународный комитет по стандартизации и апробации моторных масел
По ГОСТиспользуется для продукции Российского производства

Классификация по SAE

Картинка 2.jpg

Это общепринятое всемирное деление, берущее свою основу от вязкости автомасла. Текучесть продукта в ней обозначается цифрами. Чем оно крупнее, тем выше показатель вязкости. В составе данной классификации существует 17 классов, которые делятся на 3 большие группы.

  1. Летние. Они не имеют обозначения буквой (только цифры). Важными характеристиками являются кинематическая и динамические вязкости. В связи с высокой вязкостью их можно использовать только в летний, теплый период.
  2. Зимние. Обозначены литерой «W». Для этих классов учитывают минимальную температуру проворачиваемости, при которой еще возможен безопасный запуск двигателя, и минимальная вязкость при 100 °C. Также учитывается и минимальная температура, при которой смазка может прокачиваться по системе. Обычно это значение на 5 °C ниже, чем температура проворачивания.
    Число за буквой W, показывает насколько текучесть масла при -40 °C. Все смазочные продукты, относящиеся к данной группе объединяет маленькая вязкость и повышенная текучесть, что и позволяет обеспечивать проворачиваемость и прокачиваемость.
  3. Всесезонные. Маркировка включает в себя обозначения, взятые от первого и второго типа. По свойствам так же объединяет оба типа. Так как масло должно работать и при низких и при высоких температурах. Является универсальным. Основным их преимуществом можно назвать то, что нет необходимости замены каждые пол года. Эту техническую жидкость можно использовать и летом, и зимой.
    Согласно этой спецификации вязкость должна определяться в условиях приближенных к реальной ситуации.
Что за средство для удаление царапин?

Нам постоянно поступают вопросы в комментарии что это за такие средства "жидкое стекло", и вообще что за куча рекламы по авто тематики сейчас на рынке. В итоге решили проверить на практике, на сколько это правда. Скажем так, использовали 3 средства. Одно средство зарекомендовало себя так себе, после нанесения осталось на этом месте выгорелое пятно. Второе средство, при нанесении не показало вовсе никакого эффекта.

Третье средство SILANE GUARD, по началу так же ощущалось что не будет эффекта. но тем не менее после того как раствор побыл на поверхности несколько минут, эффект был прекрасным. Конечно, не так все красиво как рекламируют.

Вели дискуссию на местном СТО, сказали что средства да, действенные, но их нужно применять только согласно инструкции. А не как кому вздумается.

Прочитать...

Используя эту классификацию, следует помнить, что значение вязкости никак не связно с химическим составом масла. Если требуется его узнать, то лучше обратиться к инструкции, выданной их производителем.

Классификация по API

Картинка 3.jpg

Это одна из самых известных классификаций. В ее основе лежат характеристики моторных масел по типу автотранспорта, для которого они могут быть использованы. Эта система делит все автомасла на две категории.

  • S-категория. В нее входят масла, предназначенные для двигателей, работающих на бензиновом топливе.
  • С-категория. Масла для дизельных машин, строительной и сельскохозяйственной техники.

Следующая буква в маркировке продукта показывает особенности эксплуатации масла. Чем дальше от начала алфавита данная литера, тем выше качество мала.
В С-категории также есть цифра, показывающая, для двух или четырехтактных моторов предназначен данный продукт. В основном выпускается универсальное масло, предназначенное сразу для всех видов двигателей. Тогда в их обозначении появляется двойное написание класса. Первые буквы показывают основное место применение, а вторые – второстепенное.

Классификация по ACEA

Картинка 4.jpg
Введена с 1996 года. Европейская классификация. Она гораздо более строгая, чем американские, так как требования к двс гораздо выше. Методы проведения испытаний в данной классификации сильно отличаются от методов принятых в США. Поэтому о полноценном сравнении речи быть не может.

Данная система делит масла на 3 типа:

  • А/В – двигатели легковых и грузовых автомобилей в независимости от используемого топлива;
  • С – можно использовать с нейтрализаторами отработанных газов;
  • Е – для очень мощных моторов, устанавливаемых на грузовики.

За буквой указан год введения масла в использование, и, если требуется, номер издания (если изменялось ТУ).

Классификация по ILSAC

Картинка 5.jpg

Введена в 1990 году. Производители автомобилей Америки и Японии пришли к выводу, что существующая система классификации API не до конца удовлетворяет их требованиям. Эти производители легализовали свои пожелания в Международном комитете стандартизации и сертификации моторных масел – ILSAC. Данный комитет вел свою деятельность в составе API. Он взял на себя рассмотрение и одобрение новых стандартов. Так в декабре 1991 года был введен новый стандарт GF-1.На настоящий момент были внедрены 5 категорий качества для бензиновых моторов. Они очень похожи на масла в классификации IPA, но добавлено требования энергосбережения и всесезонности.

Классификация автомобильных масел по ГОСТ

Картинка 6.jpg

Данную классификацию определяет ГОСТ 17479.1-85, введенный в 1987 году.
Как требует ГОСТ, все масла обозначаются буквой «М». Эта буква обозначает «моторное» и никак не связана с самой классификацией.

Согласно стандарту все машинные масла подразделяются на:

  • Классы по вязкости (кинематической)
  • Классы по условиям эксплуатации.

Классификация по вязкости включает в себя 3 вида масел:

  1. Летние. Обладают увеличенной вязкостью, что обеспечивает дополнительную защиту мотору, когда он работает при повышенной температуре. Запуск двигателя с таким маслом при температуре ниже нуля не советуется производителями.
  2. Зимние. Улучшена текучесть и уменьшен показатель вязкости. Легко проникает по все трубкам и каналам, что обеспечивает легкий зимний запуск. К этому классу в основном можно отнести синтетические масла. Летом их использовать не рекомендуется.
  3. Всесезонные. Значение вязкости почти не меняется при перепаде температур. Это синтетические и полусинтетические масла. При их использовании отпадает необходимость менять масло полностью каждые пол года.

Значение вязкости измеряется при температуре работы двигателя (по нормам 100 °С) и при пониженной температуре (- 18 °С). Оба показателя отражаются только в марках всесезонных масел.
С учетом области применения моторного масла по ГОСТу подразделяются на следующие виды: А, Б, В, Г, Д, Е. классификация присваивается по типу мотора, для которого они могут быть использованы. Более высокая цифра характеризует большую степень качества масла. Цифра, которая может находиться за буквой, определяет вид топлива (бензин или дизель).

Картинка 7.jpg

Выбирая автомасло для своего транспорта нужно учитывать их физико-химические свойства продукта и конструктивные особенности самого мотора. Существующие классификации помогают разобраться во всем разнообразии предлагаемого ассортимента и грамотно выбрать необходимое именно для данного мотора машинное масло.

И немного о секретах Автора

Моя жизнь не только связана с авто, а именно ремонтом и обслуживанием. Но и так же я имею хобби как все мужчины. Мое хобби - рыбалка.

Я завел личный блог в котором делюсь своим опытом. Много чего пробую, различные методы и способы для увеличения улова. Если интересно, можете прочитать. Ничего лишнего, только мой личный опыт.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Рекомендации наших Читателей